среда, 8 августа 2012 г.

Народный учитель



Сергей Александрович Рачинский
               (1833-1902)

Удивительна биография этого человека.
Рачинский происходил из богатой помещичьей семьи. Он получил хорошее воспитание, прекрасно знал иностранные языки и музыку. Поступив в Московский университет, он пристрастился к ботанике, по окончании курса совершенствовался за границей, а затем был приглашен занять кафедру ботаники в Московском университете.

По своему уму и личным качествам он занял видное место среди московского образованного общества. У него бывали все выдающиеся москвичи.

Но… ему чего-то не хватало. Несколько лет он провел в тревожных исканиях и, наконец, нашел цель своей жизни: он стал сельским учителем.


Он покидает свой помещичий дом. На свои средства устраивает общежитие для мальчиков, которые живут в отдаленных деревнях и которым поэтому трудно приходить ежедневно в Татево.

Сам он селится с этими крестьянскими мальчиками, отведя себе при школе две маленькие комнатки, одна из которых служит ему кабинетом, другая - спальней.

И всю остальную жизнь, тридцать четыре года, он трудится, воспитывая целые поколения крестьянских детей, отличавшихся своими душевными качествами и ставшими, по его примеру, такими же самоотверженными народными учителями.

Рачинский понимал, что народное просвещение должно происходить под благодатным воздействием Церкви. У Рачинского особенное внимание было обращено на церковно-славянский язык. Изучение Закона Божия велось в виде простых, живых, задушевных бесед с детьми о предметах веры и нравственности.

Рачинский ставил обучение крестьянских детей так, чтобы давать им умения, нужные в жизни.

Уроки русского языка имели целью дать навык к написанию крестьянского письма, прошения, условия о сьемке земли. 

В арифметике главным образом имелось в виду развить способность умственного счета. И ученики Рачинского в этом достигли изумительных успехов.

Ученикам сообщалось также о главнейших исторических событиях Европы и России понятие о географии всеобщей и русской.

В основу же всего ставилась цель привязать детей к Церкви, выработать навык к чистой трудовой христианской жизни.

Его забота о детях видна в самой внешности его школы.

Школа, устроенная Рачинским, представляла собой большое деревянное одноэтажное здание с широкой террасой. Перед зданием был разбит большой цветник.

Школа блистала чрезвычайной опрятностью и порядком, и все это поддерживалось учениками под наблюдением самого Рачинского.

 В школе не было сторожа. Дети сами мыли полы, выметали сор и пыль, рубили дрова, носили их в школу, топили печи, таскали воду, ходили за провизией для обеда.

Родовитый боярин, Рачинский не только поддерживал в школе порядок наравне с учениками, но и принял на себя самую черную обязанность: он очищал навоз с площади перед школой, которого особенно много бывало после праздников и базарных дней, когда в церковь и село приезжало много крестьянских подвод. Весь этот сор и навоз шел в школьные цветники и на школьные огороды.

Татевские школьники никогда не оставались без надзора, с ними был сам Сергей Александрович или его помощник. Вместе   с ними Рачинский ел, пил и ночевал, первым вставал и последним ложился. Дверь в его комнату никогда не запиралась.

Он был для учеников  и учителем, и слугой, и воспитателем, надзирателем.

При материнской нежности к ученикам он в то же время был с ними тверд, не потворствовал их слабостям и проступкам. Сердечное отношение к школьникам делало в большинстве случаев невозможными сами проступки.

 При вспышках дурного характера Рачинский старался затронуть в детях чувство справедливости. Мелкие же невзгоды и детские проступки он старался не замечать.

Много внимания уделялось арифметике. Арифметические задачи , решаемые в уме, были особенно любимы учениками.

У него было заведено так, что сам он сидел или стоял в сторонке. Кто решит написанную на большой черной доске задачу, подбегает к нему и шепчет на ухо ответ. Если решение верно, мальчик становится по правую руку учителя, если неверно – по левую.

 Это упражнение в устном счете производилось и по праздникам вечером. Тут, желая поощрять наиболее смышленых детей, Рачинский оделял пряником тех, кто быстрее всех шептал ему верно ответ.

 Эти задачи были напечатаны в особой книжке под заглавием «1001 задача для устного счета». Дети школы Рачинского достигали в этом устном счете необыкновенной сноровки.

Рачинский  чутко присматривался к проявлению талантов в своих учениках и талантливых учеников ставил в такие условия, при которых их дарования могли получить полное развитие.

Он первый заметил одаренность своего ученика Богданова-Бельского. Рачинский не щадил средств для того, чтобы подготовить своего ученика в Академию художеств и дать ему высшее художественное образование.

Сейчас картины Богданова-Бельского хранятся в лучших российских музеях, и несколько из этих картин воспроизводят дни учения в Татевской школе.

 
Таково полотно «Устный счет», где Сергей Александрович Рачинский изображен среди школьников, решающих в уме, написанную на доске задачу.

 


Многих из бывших своих учеников Рачинский вывел в священники, помогая им поступить и проходить курс семинарии и даже Духовной академии.

Многие его ученики по примеру Рачинского хотели стать учителями. Рачинский всемерно помогал им в этом стремлении. Он подготовил насколько десятков учителей.

Рачинский очень дорожил своими учениками – учителями

Он любил присутствовать на экзаменах в школах своих учеников, и тут высказывалась его наклонность не запугать, а ободрить и навести отвечающего мальчика на мысль.

Один молодой учитель в рвении довольно строго спрашивал ученика и несколько раз поправил мальчика.

- Знаете что, сказал потихоньку ему Рачинский, -мне кажется, совcем излишне портить хорошее настроение этому мальчугану от экзамена, единственного в его жизни, как это вы делаете своими поправками, На экзамене нам можно и не учить, а только оценить успехи…

Когда ученики отвечали сознательно и толково, Рачинский весь сиял радостью:
- Хорошо, хорошо, - говорил он улыбаясь.

В 1899 году его заслуги в школьном деле были отмечены императором. Ему была пожалована пожизненная пенсия в три тысячи рублей, которой он пользовался только три года, отдавая на содержание любимых школ.

 (Использованы материалы книги Е. Поселянина «Идеалы христианской жизни»)
Рекмендую прочитать статью
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий